Пропускане към основното съдържание

САМЫЙ БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ ПРОРОК



Книга пророка Ионы – одна из самых маленьких во всей Библии, но она настолько насыщена чудесами, что человек легко может поддаться искушению не поверить в нее или принять ее за миф. Именно с пророком Ионой сравнивает себя Господь Иисус Христос. У пророка Ионы больше всего «САМЫХ». Он самый успешный проповедник во всей Библии. Всего одной проповедью он обратил к покаянию более 120 000 человек, чем повлиял на судьбу огромной и страшной Ассирийской империи, отсрочив ее гибель примерно на 200 лет. И в этом смысле он повлиял на весь древний мир, что, в свою очередь, оказало влияние на протяжении веков до наших дней. Самое удивительное, что сам пророк недоволен своим успехом. Но разве нет для этого веских причин? Как бы невероятна ни казалась нам эта история, она не является невозможной.

Prophet Jonah’s book is one of the shortest books in the Bible, but it is so full of miracles that it is easy for a person not to believe in it or to accept it as a myth. Jesus Christ himself compares to Prophet Jonah. He is the most accomplished preacher in the Bible. Jonah made 120,000 people repent with only one sermon, which changed the future of the enormous and fearsome Assyrian Empire by postponing its doom with 200 years. The whole ancient world was affected through the ages up to nowadays. The most astonishing fact is that the Prophet himself felt discontent with his accomplishment. Is there a well-founded reason for this? No matter how incredible this story may seem, it is not impossible.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ ПРОРОК
22 сентября Православная церковь отмечает память святого пророка Ионы. Он почитается как в христианстве, так и в иудаизме, и в исламе. Книга читается на большой иудейский праздник Йом Кипур, который также приходится на сентябрь.
Книга пророка Ионы – одна из самых маленьких во всей Библии, но она наполнена наибольшим количеством чудес. Она является одной из книг 12 малых пророков, которая в еврейском порядке Старого Завета ТаНаХ (Тора - или Закон, Путь, Учение, Направление; Невиим - Пророки; Кетувим - Писания) представляет собой одну книгу. «По словам блаженного Августина (О Божьем городе XVIII, 29) они называются «малыми пророками» (Prophetae Minores) не для того, чтобы подчеркнуть степень их значения в целом или по отношению к другим «великим» пророкам – писателям, а с учетом объема их пророческих писаний».(1), потому что вести, которые они сообщают, вовсе не малы.
Согласно древнему преданию, пророк Иона был ребенком вдовы из Сарепты Сидонской, которого пророк Илия воскресил и вернул живым его матери. Позже он был одним из пророческих учеников пророка Елисея. Он жил в 9-8 веке до нашей эры.
Иона был родом из Гетефера, в нескольких километрах от Назарета, и был сыном Аматии. Таким образом, утверждение фарисеев времен Иисуса, что из Назарета никогда не было пророков, не совсем верно. Аматия (emett) на иврите означает истина. Согласно раввинскому преданию, можно принять и название Иона – сын истины.(2) А само имя Иона означает голубь. Такое имя существует и в болгарском языке – Гълъб, Гълъбина. Уже своим именем Йона как будто подсказывал, что он является вестником богов. Голубь почитался в Ниневии как символ богини Иштар и как носитель добрых вестей; если вспомнить историю о потопе и Ное, который сначала послал ворона, а потом голубя. Именно голубь принес оливковую ветвь в клюве и добрую весть о том, что потоп прошел. Некоторые толкователи сравнивают ворона с Законом из Ветхого Завета, а голубя с благодатью из Нового.
История пророка рассказана всего на трех страницах в четырех главах, которые каждый может прочитать сам. И все же она настолько насыщена чудесами, что человек легко поддается искушению не верить ей или принять ее за миф. И наверное так бы и было, если бы ее историчность не была категорически подтверждена другими авторами в Ветхом Завете и самим Иисусом в Новом Завете. Именно Иона является тем пророком, с которым сравнивает себя сам Господь Иисус Христос: Матф. 12:39 А Он в ответ сказал им: Нечестивое и прелюбодеятельное поколение ищет знамения, но [другого] знамения не будет ему дано, кроме знамения пророка Ионы. 40 Ибо, как Иона был в чреве морского чудовища три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. 41 Ниневийцы предстанут на суд с этим поколением и будут судить его, потому что они покаялись через проповедь Ионы; а вот здесь есть больше, чем Иона.
У пророка Ионы больше всего «САМЫХ». Только до сих пор мы употребили пять. Он самый успешный проповедник во всей Библии. Только одной проповедью он обратил к покаянию более 120 000 человек, чем повлиял на судьбу огромной и страшной Ассирийской империи, отсрочив ее гибель примерно на 200 лет. И в этом смысле он повлиял на весь древний мир, что, в свою очередь, оказало влияние на протяжении веков до современности. Самое удивительное, что сам пророк недоволен своим успехом. Если сравнить его с проповедником правды Ноем, то увидим разницу. Конечно, причины кроются не в качествах личностей, а в состоянии общества вокруг них.

Но вот и самая «невероятная» история. Бог призывает Иону отправиться в большой город Ниневию, где проживает более 120 000 человек, которые не могут отличить правую руку от левой. На библейском языке это означает добро от зла. Согласно археологическим раскопкам, связанным с длиной крепостных стен и размерами города, предполагается, что население достигало даже 175 000 человек. Иона мгновенно отреагировал. Но вместо того, чтобы отправиться на северо-восток к реке Тигр, на берегу которой находится столица Ассирии - Ниневия, построенная когда-то самим Нимродом, он направляется в Таршиш(3) в Испании, который является крайним западом известного древнего мира. Он спускается в портовый город Яфа (Иопия) и садится на корабль, который отплывает в Таршиш. Его цель – убежать от своего призвания пророка. Но Бог не соглашается и поднимает страшную бурю. Моряки делают все возможное, чтобы спасти корабль и себя, но буря становится все сильнее. В это время Иона спит на дне корабля. Испуганные моряки будят его и бросают жребий, чтобы понять причину Божьего гнева. Жребий падает на Иону, и он признается в своей истории, предлагая сам бросить его в море, чтобы утихомирить бурю. После еще нескольких гребков и попыток спастись Иона был брошен в море, и буря сразу утихла. Моряки были поражены и охвачены страхом. Согласно иудейскому преданию, они стали прозелитами (обрезались и приняли иудейскую религию)(4). Однако Бог определил, что большая рыба поглотит Иону. Используемое в иврите слово для обозначения большой рыбы — dag gadol, переведено на греческий в LXX(5) словом для рыбы kitos, из чего мы не можем обязательно заключить, что речь идет о ките или кашалоте. Иисус называет ее морским чудовищем. Рыба опускается в морские глубины до основания гор. Положение кажется совершенно безнадежным. Но Иона знает всемогущество Бога, Который находит выход из любой ситуации, даже из смерти через воскресение, и начинает молиться и прославлять Бога, демонстрируя завидную веру. Есть ли что-то невозможное для Бога? Бог отвечает на его молитву и делает так, что рыба подплывает к берегу и извергает Иону.
Как бы невероятна ни ни казала эта история, она не невозможна. Профессор Ветхого Завета и доктор Гарвардского университета Глисон Арчер в своем «Введении в Ветхий Завет» сообщает о нескольких задокументированных и проверенных случаях из более позднего времени (1758, 1771 гг.) о людях, которые после падения за борт были проглочены китом, а затем выплюнуты. Люди остались живы с незначительными травмами. «В феврале 1891 года китобойное судно Star of the East находилось в прибрежных водах Фолклендских островов, когда на расстоянии трех миль был замечен большой кашалот. Сразу же были спущены две лодки, и вскоре один из гарпунеров сумел поразить кашалота. Вторая лодка также атаковала кита, но была ударена его хвостом и перевернулась в океане. Один из членов экипажа утонул, а другой — Джеймс Братли — просто бесследно исчез. После того как кит был убит, экипаж приступил к удалению китового жира с помощью топоров и лопат. Они работали весь день и часть ночи. На следующий день они связали желудок такелажем и подняли его на палубу. Моряки были потрясены тем, что в нем были признаки жизни, и внутри обнаружили пропавшего моряка, свернувшегося калачиком и находящегося в бессознательном состоянии. Они положили его на палубу и облили ведром воды, что вскоре привело его в чувство. В конце третьей недели он полностью оправился от шока и продолжил выполнять свои обязанности. Его лицо, шея и руки приобрели мертвенно-бледный цвет и выглядели как пергамент. Братли утверждает, что он, вероятно, остался бы жить в своем доме из плоти, пока не умер бы от голода, потому что потерял сознание не от нехватки воздуха, а от страха»(6). Здесь мы видим современного Иону, Джеймса Братли, который, однако, не имел веры древнего, ни его мужества.
«В деревне Наби Юнус, у впадения реки Сукрер в Средиземное море, где, согласно легенде, Иона был выброшен из рыбы, развилось довольно распространенное шиитское паломничество»(7).

Теперь пророк согласился пойти в Ниневию и три дня кричать на улицах о ее уничтожении. Страшное перестает быть страшным, когда сталкиваешься с чем-то более страшным. Иона был чем-то вроде знамения для ниневитян. В Толковом Библии Лопухина говорится, что его рассказ о пережитом чудесном спасении из чрева морского чудовища произвел очень сильное впечатление на ниневийцев. Это придало дополнительную уверенность в его божественном посланничестве. Тем более что существовала легенда о Эа Оанесе – восходящем из моря, который приходит, чтобы научить людей, как правильно почитать Бога, чтобы жить святой жизнью. Возможно, они связали Иону с самим Эа, и это еще сильнее повлияло на решение царя и всего населения о покаянии. Царь объявил трехдневный строгий пост для всех, без еды и воды для людей и животных, в вретище (грубая кожаная одежда, которую надевают во время скорби) и пепле. Возможно, совпали и другие события того времени. Известно, что в 8 веке до н. э. в Ниневии была чумная эпидемия, голод, наводнение, а также солнечное затмение.
Приговор Ниневии, называемой «кровавым городом», был отложен почти на 200 лет. В этом смысле пророк Иона оказался самым успешным библейским проповедником, который так сильно повлиял на всю человеческую историю своего времени всего одной проповедью. Но самое интересное, что Иона был до смерти огорчен тем, что Бог помиловал город. Причина, вероятно, заключалась в его честолюбии, но, скорее всего, не только в этом. Он боялся, что его сочтут ложным пророком, но у него были основания для этого: (Втор. 18:20) Но пророк, который осмелится сказать от Моего имени слово, которое Я не повелел ему говорить, или который будет говорить от имени других богов, тот пророк должен умереть. 21 И если ты скажешь в сердце своем: «Как мы узнаем, какое слово Господь не говорил?», - 22 когда какой-нибудь пророк говорит от имени Господа, и слово [его] не сбывается и не исполняется, то это слово Господь не говорил; пророк сказал его по своему высокомерию; не бойся его.
Также впечатляет то, что все и все в книге подчиняется воле Бога, за явным исключением его пророка, который, однако, в конечном итоге также выполняет ее.
Конечно, приговор ниневитянам отложен примерно на 2 века, но в конце концов исполняется в точности согласно слову пророков Софонии и Наума.
Великий город Ниневия, столица столь же великой Ассирийской империи, сегодня лежит в руинах. В 612 г. до н. э. объединенные войска вавилонян, мидийцев и скифов осаждают город. Но он, хорошо снабженный продовольствием и водой и сильно укрепленный, кажется неприступным. Однако пророк предсказал: Наум. 2:6 Речные ворота открываются, и дворец разрушается. Так и произошло. Недалеко находилась плотина на одном из притоков Тигра. Нападавшие разрушили плотину, и устремившаяся вниз вода разрушила самые крепкие крепостные стены вместе с дворцом. Город наполнился вражескими воинами и боевыми колесницами. Наум. 2:4 Колесницы бушуют по улицам, сталкиваются друг с другом на площадях; их вид подобен факелам, они мчатся, как молния. Таков был конец, постигший Ниневию, о котором Иона, возможно, сожалел, что он не произошел в его время. Тогда Северное царство Израиль со столицей Самарией не было бы покорено ассирийцами, что произошло в 722 г. до н. э. во время правления Саргона.

Благоевград, 18.09.2013
Милчо Найденски, магистр теологии

---------------------------------------------------
1 Проф. д-р Славчо Вълчанов,Тълкуване на 12-те пророци, стр 5. Синодално издателство, София, 1977 г.
2 Rabbi Yechiel Eckstein
3 Доцент д-р Ивайло Найденов, Библейският Йона, стр. 76, София 2008 г.
4 Проф. д-р Славчо Вълчанов,Тълкуване на 12-те пророци, стр. 16, Синодално издателство, София, 1977 г.
5 LXX – Септуагинта или превод на седемдесетте е най-старият превод на Библията на гръцки език направен през 3 в. пр. Хр. По искане на Птолемей II Филаделф в Александрия.
6 Проф. д-р. Глийсън Л. Арчър, Въведение в Стария Завет, стр. 287, Ловеч ХИИО
7 Доцент д-р Ивайло Найденов, Библейският Йона, стр. 163, София 2008 г.

Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)

Коментари

Популярни публикации от този блог

За камилата и иглените уши

Една малка странична порта в стената на Йерусалим  се е наричала   „Иглени уши“. Понеже тясна е портата и стеснен е пътят, който води в живот, и малцина са ония, които ги намират. (Марк 10:24)  А учениците се смайваха за Неговите думи. Но в отговор Иисус пак им каза: Чада, колко е мъчно да влязат в Божието царство ония, които уповават на богатството! ( 25)   По-лесно е камилата да мине през иглени уши, отколкото богат да влезе в Божието царство. "При това ви казвам: По-лесно е камила да мине през иглени уши, отколкото богат да влезе в Божието царство."  Тези изключително известни думи, изречени от Иисус преди около 2000 г., не спират да се цитират и дискутират навсякъде в християнския свят. Те са изречени по повод на един млад и много заможен човек, който търсел Божието царство и вечния живот, но не искал да се откаже от голямото си богатство и грижите за него в този свят. Богатството само по себе си не е порок, но много често се превръща в такъв з...

СЪТВОРЕНИЕ

ТВОРЧЕСКАТА ИДЕЯ В СТАРИЯ ЗАВЕТ, БОГ КАТО ТВОРЕЦ. Колкото повече напредва науката, толкова по-ясно става , че светът не се е самосъздал от първоначално съществуващ хаос, който в течение на много милиони или милиарди години се е организирал във все по-сложни системи и постепенно се е родил животът. Нито пък е възможно някакъв взрив, колкото и велик да е той, да бъде съзидателен и градивен, и да доведе до създаването на живота с цялата си сложна подредба, защото всичко, което се наблюдава при взривовете е разруха, а не съграждане. Айнщайн се учудва на Вселената, че е разбираема. Имануел Кант казва:  „Две неща ме удивляват, звездният безкрай над мен и нравственият закон в мен” . Научните открития свидетелстват за интелигентен замисъл, дизайн, логика и творчески идеи. Много често откритията се правят най-напред на базата на логически разсъждения и предположения и едва по-късно се доказват експериментално. В химическия код на ДНК съществува запис информация, много по-слож...

Една от най-загадъчните фигури в Свещената история – Мелхиседек

Йерусалим е превзет в един и същи ден на годината  от  Навуходоносор  през 586 г. пр. Хр.  и от Тит Флавий в 70 г.  след Хр . 1      Мелхи с едек е посочен като предобраз на Христос. Иисус е едновременно жертва и приносител, ходатай и свещеноизвършител. В посланието до Евреите Той е представен като Първосвещеник според чина Мелхиседеков, ( Melhcizede k, евр. Мелхицедек - цар на правда). Когато Авраам се завърна от победния си поход, при който освободи племенника си Лот, даде десятък на Мелхиседек като на някой по-голям от него, в качеството му на свещеник на Всевищния Бог (Евр.7). А Мелхиседек го посрещна с хляб и вино . Тук можем да направим връзка с Господната вечеря , установена по-късно от Иисус. Още повече, че Мелхиседек е предобраз на Иисус. Това може би е причината да не е посочено родословие и други подробности за Мелхиседек (Иисус, в качеството му на Бог от Стария Завет е безначален и безкраен). Все пак, Мелхиседе...